Информационные технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Возникла потребность использования ИКТ в качестве инструмента коммуникации, получения информации и в других аспектах жизни. Дошкольная среда не явилась исключением. Педагоги дошкольных образовательных учреждений активно включились в процесс создания виртуального пространства взаимодействия в качестве одной из новых форм работы с родителями воспитанников.
Виртуальная коммуникация конечно не должна и не может заменить живого общения воспитывающих взрослых. В тоже время нельзя забывать и о ряде достоинств общения в виртуальной среде:
– обмен информацией не ограничен пространственно-временными рамками;
– есть возможность возвращения к материалу посредством изучения истории сообщений или записи диалога;
– оперативность контакта (быстрая, адресная доставка информации неограниченному числу респондентов);
Виртуальная среда имеет ряд возможностей для работы по осуществлению взаимодействия педагога и семьи:
– технология отправления, пересылки и получения электронных сообщений (электронных писем или email);
– общение на сайте ДОУ, группы;
– общение в сообществе в одной из социальных сетей;
– проведение вербинаров, голосовых конференций с помощью программного обеспечения Skype.
Планируя работу по созданию виртуального пространства взаимодействия с родителями была поставлена ЦЕЛЬ:
– вовлечение семей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения посредством информационных и коммуникационных ресурсов Интернета.
ЗАДАЧИ:
– обеспечить информационную поддержку воспитательно-образовательного процесса;
– привлечь родителей к активному участию в организации, планировании и контроле воспитательно-образовательного процесса;
– повысить компетентность взрослых в вопросах развития детей путем саморазвития;
– организовать обратную связь с родителями воспитанников.
Прежде чем начать взаимодействовать с родителями в виртуальной среде, необходимо было выяснить, насколько они готовы и заинтересованы в виртуальном взаимодействии с ними. Нами была разработала анкета. Анкетирование выявило заинтересованность родителей в применении компьютерных технологий для взаимодействия с педагогом. Проанализировав ответы респондентов, был сделан вывод о том, что целесообразнее всего будет создать сообщество в социальной сети Instagram, Viber.
Информацию о работе групп ДОО, публикуется на страничке Instagram. Это дает возможность родителям продолжить работу дома. Особенно благодарны за эту информацию родители тех ребят, которые в данный момент не посещают группу детского сада по какой-либо причине.
На индивидуальных групповых страничках в Viber размещаются фотографии с детьми в различных видах деятельности, проводятся онлайн – занятия, онлайн консультации по запросу родителей. Очень приятно бывает, когда участники сообщества оставляют свои комментарии к фотографиям или высказываются об увиденном, прочитанном при личной встрече.
На странице социальных сетей в личном сообщении родители могут задать любой вопрос, касающийся своего ребенка, получить консультацию по интересующей теме или внести предложение по организации жизни и деятельности детей в группе детского сада.
Необходимо отметить возможность рассылать актуальную информацию (объявления) “одним кликом” всем подписчикам сообщества.
Таким образом, были установлены межпользовательские связи, где родители воспитанников выступают в роли активных субъектов, выстраивающих общение с педагогом и между собой.
Необходимо отметить, что такой интерактивный режим взаимодействия педагога ДОУ с семьями воспитанников не исключает традиционные формы работы, а обогащает и дополняет их с учетом реалий современной жизни.